Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 206 «Детский сад присмотра и оздоровления»
Профессиональный стандарт педагога
Приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544 вышел документ «Профессиональный стандарт педагога»
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.
Педагог должен знать:
- Приоритетные направления развития;
- Нормативно-правовые документы по вопросам обучения, воспитания и развития.
- Конвенцию о правах ребенка.
- Трудовое законодательство.
- Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
В Федеральном государственном стандарте ч 3.2.1. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования отмечено:
Трудовые действия
- Участие в разработке основной общеобразовательной программы по федеральному государственному стандарту.
-Участие в создании безопасной и психологически комфортной среды, через обеспечение безопасности жизни детей и поддержание благополучия ребенка в период пребывания в ДОУ.
-Организация и проведение педагогического мониторинга.
Участие в планировании коррекционно-образовательных задач по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей.
-Реализация педагогических рекомендаций.
- Формирование психологической готовности к школьному обучению.
- Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательного отношения между детьми.
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности.
- Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Необходимые умения
- Организовывать виды деятельности (владея ими) , осуществляемые в раннем дошкольном возрасте.
- Предметная;
- Познавательно-исследовательская;
- Конструктивная;
- Создание широких возможностей для развития ребенка.
- Применять методы физического, познавательного и личностного развития.
- Владеть ИТК – быть компетентными, иметь знания, необходимые и достаточные для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.
- Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить
– результаты освоения детьми образовательных программ;
- степень сформированности психических процессов.
5. Выстраивать партнерские взаимодействия с родителями для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Необходимые знания
- Современные тенденции развития дошкольного образования.
- Общие закономерности развития ребенка в раннем дошкольном возрасте.
- Основные психологические подходы:
– культурно-исторический;
– деятельностный;
– личностный;
- Основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.
Модельный кодекс профессионалов
Кодекс разработан с целью установления этических взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, поднятия престижа профессии педагога, создания в общественном сознании положительного имиджа учителя, обеспечения улучшения психологического микроклимата, оптимизации общения образовательной организации с внешней средой и в целом устойчивого ее развития в современных условиях.
При обсуждении Кодекса обращалось внимание на социальные запросы и ожидания, которые стимулировали разработку данного документа:
- образование неотделимо от воспитания, фундаментом которого является гуманизм, нравственность, этическая культура; для всестороннего развития детей необходим благоприятный психологический климат, который формируется, в первую очередь учителем, воспитателем; профессионализм и эффективность его деятельности в значительной степени определяется его этической культурой;
-установление этических норм и правил поведения педагогических работников должно положительно повлиять на взаимоотношения всех участников образовательного процесса на основе равенства партнеров;
-важнейшим компонентом педагогической этики является выстраивание отношений педагог-ребенок (обучающийся), педагог инициирует чувства достоинства в ребенке, признает значимость его личности, занимает позицию равноправные участники общения.
Кодекс является составной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, семьи).
От педагогов требуется:
-Уважать честь и достоинство воспитанников;
-Развивать у них познавательную активность, самостоятельность, инициативность, творческие способности;
- Проявлять корректность и внимательность.
От педагогов требуется:
- Избегать конфликтных ситуаций;
- Быть образцом профессионализма;
- Своим личным поведением подавать пример честным, беспристрастии и справедливости.
Уделено внимание внешнему виду педагога. Он должен соответствовать общепринятому деловому стилю.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ребенка, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность детей, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
1. Кодекс, разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам.
Целями Кодекса являются:
установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;
содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
обеспечение единых норм поведения педагогических работников.
Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.