[TITLE]
 
Вторник
17-09-2019
14:43
Hello Гость
RSS
 
SITE LOGO
Site home Register now Log in
Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребёнка »
TITLE
CONTENT

[BODY]

[TITLE]
[BODY]
МЕНЮ САЙТА
Форма входа

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 125
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребёнка.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не  даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребёнка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И всё же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеёк, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает»… в этом сложном познании мира велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребёнка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у неё есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой – далёкое, холодное, а летом – жаркое), а луна – не всегда круглой. Малыш усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Ребёнок, как доказали учёные, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит и в отношении к ПРИРОДНОМУ ОКРУЖЕНИЮ РЕБЁНОК ПОВТОРЯЕТ ПОСТУПКИ ВЗРОСЛЫХ. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т.п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти чувства. И, наоборот, если ребёнок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как всё живое, страдает.

Повторим: только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с природой. Эти истины ребёнок усваивает в раннем детстве не только через слово, но, главным образом, через поступки взрослых. Приведем пример. Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвём, колокольчик завянет и умрёт. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: «Здравствуй, Сашенька!». И нам будет грустно».

Так мама формирует у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому. Или, стоя у берёзки, мама и ребёнок хлопают в ладошки. Мама читает стихи:

У красы-берёзки

Платье серебрится,

У красы-берёзки

Зелены косицы.

Затем мама показывает «рожки», как бы бодает берёзку:

Со двора к берёзке

Выбежали козы,

Стали гнать берёзку,

А берёзка в слёзы!

Мама и ребёнок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца.

Защищать берёзку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла берёзка,

Выросла большой!

Потом кланяются берёзке, гладят рукой её белый ствол.

Такие сценки и словом, и игровым действием воспитывают любовь к природному окружению.

Какими ещё приёмами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребёнке этические и эстетические чувства к природе?

  • Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.
  • Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
  • Разговаривать с объектом живой природы (с берёзкой, травкой, ёлочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».
  • Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаться её красотой.
  • Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, берёзонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик-побегайчик и т.п.
  • Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются берёзки, какой ёлочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.д.).
  • В присутствии малыша не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т.д.

 

ПРИРОДА – ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ, НЕУГАСИМОГО ЖЕЛАНИЯ ПОЗНАВАТЬ.

 

Ребёнок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые прогулки в лес, на луг…Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Взрослый открывает ребёнку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления. Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом.

Решение этих задач доступно ребёнку трёх лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше  его не трогали. Так, он замечает многообразие оттенков зелёного цвета, разного в зависимости от освещённости кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения. Взрослый обращает внимание ребёнка на молодые побеги, которые окрашены ярче: можно узнать, на сколько подросла ёлочка. Обращает внимание на жёлтый луг – жёлтый, белый или голубой от распустившихся на нём цветов. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребёнка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом, что способствует образованию обобщений, понятий. Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы. В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Взрослый должен уметь выделять круг явлений, который интересен в данный  сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, цвету, подметить оттенки жёлтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить разные свойства снега и пр.

В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребёнку свою способность тонко чувствовать природу.

воспитатель Кербель С.М.

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Детские сады
  • МДОУ № 132 "Подснежник"г.Кемерово
  • МДОУ№186 "Ивушка"г.Кемерово
  • МДОУ № 103 г.Кемерово
  • МДОУ № 204 "Сказка" г. Кемерово
  • МДОУ №211 "Сибирячок" г.Кемерово
  • МДОУ №81 г.Кемерово

  • МБДОУ 206 "Детский сад присмотра и оздоровления" 2015
    Создать бесплатный сайт с uCoz