20/11/2012г. В ДОУ прошёл педсовет по теме
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» в форе деловой
игры, где рассматривались наиболее острые и проблемные вопросы взаимодействия с
семьями воспитанников; проигрывались ситуации, с помощью каких форм и методов
привлечь родителей к деятельности дошкольного учреждения».
«Дошкольное детство» - уникальный
период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие
личности.
В тоже время это период, в течение
которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых –
родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и
эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым
последствиям в будущем.
В соответствии с законом «Об образовании»
и Типовым положении о дошкольном образовательном учреждении одной из основных
задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для
обеспечения полноценного развития ребёнка».
Поэтому необходим активный курс на
создание единого пространства развития ребёнка как в дошкольном образовательном
учреждении, так и в семье.
Педагог дошкольного образовательного
учреждения должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
·Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции
ребёнка.
·достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать
с другими детьми.
·Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и
учитывать их.
·Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Издавна
ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?
Между тем современная наука располагает многочисленными данными, что без ущерба
для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания,
поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень
квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных
условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной,
гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и
взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и
семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых
документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о
дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в
Законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами.
Они должны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Каждое дошкольное учреждение не
только воспитывает ребёнка, Нои консультирует родителей по вопросам воспитания
детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, Нои
партнёр родителей по их воспитанию.
Ещё Н.К. Крупская в своих
«Педагогических сочинениях» писала «Вопрос о работе с родителями – это большой
и важный вопрос». Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о
помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом,
привлечение их к работе детского сада». Детский сад служит «организующим
центром» и «влияет… на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше
организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. « В их
содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Основными направлениями
взаимодействия с семьёй являются:
·Изучение потребности родителей в образовательных
услугах.
·Просвещение родителей с целью повышения их правовой и
педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и
осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
При ООН создан детский фонд ЮНИСЭФ,
который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан
ряд документов: повышение правовой культуры родителей
1.Декларация прав ребёнка (содержит 10 принципов,
которые провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение,
социальную защиту и др.)
2.Конвенция ООН о правах ребёнка (54 статьи указывают
права ребёнка с правами и обязанностями родителей).
3.Семейный кодекс РФ
4.Закон об образовании
5.Изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей
родителей и детей
6.Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии»
Повышение
педагогической культуры родителей
1.Изучение закономерностей развития ребёнка (
особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах).
2.Пропаганда здорового образа жизни.
3.Знакомство с современными системами семейного
воспитания.
4.Содействие и приобщение детей к культурным духовным
ценностям.