C 18.02.2013 по 01.03.2013 г.
Находилась на курсах в НМЦ
«Технология разработки научных и учебно-методических материалов»
на итоговой мини-конференции
выступала с научной статьёй
«Инновационная деятельность в ДОУ»
Как никто не может дать другому
того, что не имеет сам,
так не может развивать, образовывать
и воспитывать других тот,
кто не является сам развитым,
воспитанным и образованным.
Он лишь до тех пор способен на самом
деле воспитывать и
образовывать, пока сам работает над
своим воспитанием.
А. Дистервег
Введение
Внедрение инноваций в работу
образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования
системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который
развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более
качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию
и распространению новшеств.
Предъявляемые требования и
социальный заказ ставят дошкольные образовательные учреждения перед
необходимостью работать в режиме развития. Основным механизмом деятельности
развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций,
способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.
Внедрение инноваций в работу
образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и
реформирования системы дошкольного образования. На современном этапе работы ДОУ
актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников.
Детский сад и семья должны
стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Поэтому, осуществляя выбор путей
обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили
остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей.
Проблемы, возникшие в ДОУ:
- во-первых, с каждым годом все
более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и
образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют
должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок
не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения.
- во-вторых, низкие адаптивные
возможности детей, поступающих в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что
негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья
воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической
культуры родителей. При этом ответственность за организацию адаптационного
периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных
учреждений.
В результате анкетирования выявились
потребности родителей в педагогических знаниях и определилась их педагогическая
компетентность. Выделенные критерии (осознание ответственности за воспитание,
знания о развитии, воспитании и обучении детей, практические умения по организации
жизнедеятельности ребенка) и показатели позволили определить уровень
педагогической компетентности родителей. Результаты распределились следующим
образом: только 25% родителей обладали высоким уровнем педагогической
компетентности, 50% - имели средний уровень, и 25% родителей находились на
низком уровне педагогической компетентности.
Проблема: потребность родителей в
педагогических знаниях.
Объект: педагогические знания (формирование
нового содержания и форм работы ДОУ и семьи).
Предмет: инновационный режим педагогической
деятельности (новые технологии, направления)
Определив проблему, мы наметили
основной путь ее решения - разработка проекта по развитию партнерства и
сотрудничества педагогического и родительского сообщества.
Итак, в работе с родителями,
используя инновационный режим, мы пошли по следующему направлению: формирование
нового содержания и форм работы ДОУ и семьи.
Диагностика инновационного
потенциала педагогических кадров показала, что хотя у педагогов есть
потребность в новизне, но в то же время обнаружилось наличие антиинновационных
барьеров, которые препятствуют освоению инноваций, низкого уровня
квалификационной готовности к освоению новшеств. Только для 25% педагогов
характерно стремление к творческому росту, активность по отношению к
педагогической деятельности. Таким образом, определив главную (ключевую), на
сегодняшний день, проблему своего образовательного учреждения, оценив
инновационный потенциал ДОУ, мы смогли перейти к следующему этапу –
непосредственно к разработке, внедрению инноваций и выработки проектной идеи.
Инновации в области образования
зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности
работать современно. Поэтому основной задачей на организационном этапе
внедрения инноваций стало повышение уровня педагогической компетентности в
вопросах взаимодействия с семьями воспитанников, а также формирование
положительного отношения к инновациям. Решение поставленных задач достигалось
путем теоретической подготовки педагогов через семинары-практикумы, консультации,
«круглые столы».
Результатами работы на данном этапе
стали: разработка системы мероприятий по взаимодействию с семьей всех
специалистов ДОУ, оформление в родительских уголках нетрадиционных рубрик,
приобретение новой методической литературы, проведение собраний в
нетрадиционной форме. Поэтому из педагогов, методически и технологически
подготовленных к внедрению новшества была сформирована творческая группа.
Проанализировав данные, полученные
на диагностическом этапе, определив «проблемную линию» нами был разработан
проект создания родительского клуба" Заботливая мама" по направлению
адаптации и социализации детей в ДОУ.
Родители являются первыми педагогами
для своего ребёнка, учитывая это, была сформулирована цель экспериментальной
работы: создать систему педагогического сопровождения семьи для формирования
педагогической компетентности родителей воспитанников на этапах развития детей
раннего, младшего дошкольного возраста.
Задачами стали:
1. Повысить психолого-педагогическую
культуру родителей, активизировать и обогатить их педагогические знания и
умения;
2. Укрепить психофизическое здоровье
и развить адаптивные возможности детей раннего возраста (снижение
заболеваемости);
3. Оптимизировать
детско-родительские отношения;
4. Активизировать участие родителей
в жизни ребенка и детского сада (рост посещаемости мероприятий).
Проект «Заботливая мама» включает в
себя целый ряд самостоятельных, функционирующих автономно, элементов единого
воспитательного пространства, где каждый блок, в тоже время, является
продолжением предыдущего и началом следующего блока всего комплекса
воспитательных воздействий. И только реализация всех элементов в полном объёме
в состоянии дать максимальный воспитательный эффект.
Структура реализации проекта:
I блок – работа с педагогами
дошкольного образовательного учреждения в творческой группе (разработан
перспективный план работы с педагогами, накопление теоретического и
практического материала по социально-личностному направлению);
II блок – работа с детьми от 1,5 до
2-х лет и родителями, посещающих наше дошкольное образовательные учреждение в
клубе «Заботливая мама»;
III блок – консультативная помощь
всем родителям детей, посещающих наше ДОУ в творческой лаборатории «Подарите
малышу любовь»
Выбор блоков неслучаен. Каждый
решает свои определенные задачи, но все они объединены одной общей целью:
оказание медико-психолого-педагогической помощи семье в воспитании, обучении и
развитии детей раннего возраста.
На подготовительном этапе мы
организовали творческую группу педагогов младшего дошкольного возраста из
четырёх человек, карту инновационной деятельности представили в начале года в
НМЦ, разработали перспективный план работы на год, включающий такие формы
работы как заседания творческой группы, которое проходит один раз в месяц. Обсуждение
возникающих проблем, подбор и накопление практического материала для дальнейшей
работы с родителями по разным темам.
Реализация 1 блока проекта помогает:
- повысить профессиональную
компетентность педагогов;
- обобщение и распространение опыта
педагогов, которые активно внедряют в практику инновации;
- пополнение методической базы
учреждения;
- повышение профессионального уровня
педагогического мастерства.
Работа по 2 блоку: находится на
стадии внедрения, поможет нам
- облегчить период привыкания
ребенка к детскому саду, сделать его безболезненным;
- узнать заранее особенности
ребенка, его привычки, интересы;
- установить контакт с семьей;
- снизить степень заболеваемости в
адаптационный период.
Реализация 3 блока: Для решения
проблемы повышения педагогической компетентности родителей детей, уже
посещающих наше ДОУ, был создан консультативный пункт, который получил название
«Подарите малышу любовь»
На подготовительном этапе с помощью
анкетирования родителей, мы выявили трудности, которые они испытывают в
воспитании детей, а также определили специалистов, чью консультацию родители
желали бы получить. По результатам анкетирования был составлен перспективный
план работы.
В ходе работы консультативного
пункта родители получают консультации узких специалистов: логопеда, психолога,
педиатра, инструктора по плаванию. А также консультации педагогов по вопросам
формирования сенсорных эталонов, развитию игровой деятельности и формированию
культурно-гигиенических навыков.
Все вышеперечисленные формы
взаимодействия с родителями - это очные формы работы, которые составили 3 блока
проекта по развитию партнерства и сотрудничества педагогического и
родительского сообщества для создания единого воспитательно-образовательного
пространства развития ребенка.
Но в настоящее время идет развитие
глобального процесса информатизации общества, что в свою очередь, ведет к
формированию новой информационной среды обитания и нового информационного
уклада жизни – это заочные формы работы с родителями. В связи с этим, в рамках
инновационной деятельности администрацией ДОУ большое внимание было уделено
созданию информационной среды и информационного обеспечения, результатом чего
стало создание сайта детского сада. Появилась заочная форма работы с родителями
- электронная «страничка психолога», которая получила название «Советы для
родителей». Это своего рода раздел консультативно-методической помощи,
включающий цикл обучающих игр, упражнений, консультаций о воспитании и развитии
детей.
Родители в течение реализации
проекта получают богатый опыт взаимодействия со своим собственным ребенком,
основу которого составили педагогические и психологические знания, а так же
множество практических приемов в затруднительных ситуациях.
Результатами реализации инновационного проекта по взаимодействию с семьями
воспитанников станет:
- повышение информационной
компетентности, уровня психолого-педагогических знаний и практических навыков
молодых родителей в вопросах воспитания.