«ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Дар
слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К.Паустовский писал: «Нет
ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы
передать русским словом: и звучание музыки, и… блеск красок и шум садов, и
сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и
заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование
победы». Но, к сожалению, не каждому дано освоить это
богатство сполна. Если в арсенале А.С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие
наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим
количеством слов, что является показателем уровня мышления, культура общения.
Речь
человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Но
самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет
интенсивное освоение средства языка, форум и функций речи, письма и чтения.
Среди
важнейших средств формирования образности речи ученые называют произведения
художественной литературы и устного народного творчества.
Задачи
художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего
воспитания личности ребенка, они выдвигаются в
соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием
литературных произведений.
Осознавая
роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного
воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными
достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного
творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство
литературного языка. Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина считали, что художественная
литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым,
ребенок успешно учится родному языку.
Человек
– сначала маленький, потом большой – только тогда твердо стоит на ногах, когда
чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать
почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не
повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушивается к нашим словам.
Сейчас
же книги заменило телевидение, компьютеры. Некоторые родители совсем не читают
детям, поэтому речь таких детей не развита, беден словарный запас, они не могут
выразить свои чувства, правильно, красиво составлять предложения.
Фонетика,
орфография, культура устной речи в школах в последние годы отводится им
довольно мало времени по сравнению с другими разделами языкознания.
На
улицах, в транспорте мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, с
неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок.
Правильную
мелодичную речь сейчас редко услышишь по радио и телевидению. Речь ведущих
«грешит» орфографическими ошибками, нечётким произношением и неоправданно
быстрым темпом. Чтобы воздействовать на чувство человека, нужно изучать вопросы
интонации, паузы, темпа, ритма речи. Приятно слушать речь с красивым голосом.
Знакомить детей с художественной литературой
начинаем с младшей группы. Сначала это
произведения устного народного творчества - потешки, пестушки, колыбельные
песни. Воспитательное значение их в том, что они доносят до нас русскую
культуру, развивают в детях чувство красоты родного языка, воспитывают
любовь и уважение к русской культуре.
С
раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих
малых фольклорных форм трудно переоценить.
Вслушиваясь
в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает,
двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка,
но и организует его поведение.
Особенно
эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к
новым для него условиям детского сада. Во время «тяжёлого» расставания с
родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку, сопровождая
ее движения чтением потешки, например: «Петушок», «Киска, киска…»
С
помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное
отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию,
укладыванию спать.
«Водичка,
водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие.
Проводила артикуляционную гимнастику,
упражнения для языка,
для
тренировки голоса и речи. Речь только начинает формироваться, а
упражнения
для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную
игру,
помогают укреплять и развивать речевой аппарат.
В
ходе работы также используем загадки, образные пословицы и поговорки.
Причем стремимся показать детям
художественные достоинства этих жанров, красоту их языковой формы.
Во
время наблюдений практикую чтение произведений художественной литературы. С
наибольшим желанием, эмоционально дети читают стихи, обращенные к объекту
наблюдения: солнцу, березке, снежинкам, ветру и т.д.
Из
множества русских пословиц и поговорок
выбираем те, которые могут
сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно, обогащать их речь.
Художественная сила пословиц и поговорок заключается в них смысловой,
композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой о ритмической
организованности.
В
старших группах дети умеют слушать художественные произведения, обладают
навыками выразительного исполнения стихотворений, у них формируется правильная
речь. Они способны замечать связь между содержанием произведения и его
выразительно-изобразительными средствами. Развивая у детей творческие
способности, придумываем загадки, сочиняем сказки. Дети сами становятся
инициаторами. При ознакомлении со сказкой стремлюсь дать детям представления об
особенностях жанра, раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать
красоту поэтичность образов, языка.
Словесные
методические приемы ознакомления с художественной литературой наиболее
действенны, когда осуществляются в единстве с наглядными. Они способствуют
большей глубине художественного впечатления, поэтому я использую в работе
репродукции, сюжетные картинки, альбомы и т.д.
Когда
дети старшего возраста имеют определенные навыки восприятия художественных
произведений, обучение связывается с развитием творчества. Детям даются
творческие задания для развития поэтического слуха, образности мышления,
способности улавливать мелодичность речи. Усвоенное на занятиях дети закрепляют
и применяют самостоятельно в новых условиях.
Наиболее
ярко самостоятельность действий проявляется в творческом рассказывании, в
придумывании собственных загадок, рифмовок. Самостоятельность проявляется,
прежде всего, в выборе темы, в замысле. Дети сами находят изобразительные
средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало,
основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и используют плоскостной настольный театр.
В
такой художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят
праздник, участникам которого они являются, вносят свою интерпретацию, свой
замысел в содержание, оформление, проведение игры. В группе имеются необходимые
для этого условия. Есть кукольный театр, пальчиковый, настольный, перчатки для
пальчиковой гимнастики. Книжный уголок, где дети могут взять книги, рассмотреть
альбом с загадками, ребусами, соответствует всем необходимым требованиям. В
театрализованных играх обычно соединяются почти все виды художественной
деятельности детей. Здесь имеют место и музыкальное, и художественно-речевая, и
изобразительная деятельность (дети сами поют, говорят за сказочных героев,
вместе с воспитателем готовят костюмы).
Работая
над формированием художественно-речевого развития с детьми, невозможно обойтись
без помощи родителей. Чтобы эффективнее работать в этом плане, на собраниях
говорила родителям о том, на сколько важна эта проблема. Как её решать, чтобы
добиться от детей положительных результатов. Разумеется, только совместными усилиями.
Для родителей оформили стенд
«Художественное творчество детей».